четверг, 18 сентября 2008 г.

Огня, огня (Print is dead, Grand Theft Auto)

Холдинг Le Monde на днях продает Cahiers du cinéma, который последнее время имеет тираж 23 тысячи экз (завидный для русского профильного журнала, но по европейским меркам — катастрофический) и теряет в районе миллиона долларов в год, хотя там кажется человек 10 работает, включая уборщицу.

Там толпа покупателей, но реальных претендентов двое — частный инвестор-культюртрегер, который хочет купить и заспиртовать, оставить все как было, и издатели Les Inrockuptibles (что-то вроде французского Rolling Stone, ну, или «Афиши»), которые хотят повернуть Cahiers лицом если не к массам, то хоть к кому-то  — в частности, о ужас, печатать там рецензии на «Grand Theft Auto IV». Понятно, на чьей стороне обеспокоенная общественность.

Притом вопрос о том, кому нужны теперешние Cahiers du cinéma (не как памятник самим себе 50-летней давности, а как живой участник культурного процесса), не обсуждается. Видимо потому, что это вообще не вопрос. То есть они высятся над пейзажем, делают довольно остроумные итоговые десятки фильмов каждый год и что-то вроде карты мирового кино, но читать это вы пробовали? Я не читаю по французски, и когда они сравнительно недавно стали продавать через сайт английские подстрочники, у меня мир перед глазами рухнул. Помню как прошлой зимой дрожащими руками схватил распечатку эссе о юбилее «Твин Пикса» и обнаружил набранное благородным шрифтом почтенное рассуждение в стилистике журнала, не знаю, «OМ-light»: знаете, есть такой Линч, его умом не понять, аршином не измерить. То есть это во многом такой случай «Искусства кино», которое мало кто видит и именно от этого происходит общее мнение, что там печатаются какие-то ужасно важные фундаментальные вещи. А достаточно взять «ИК» в руки, и видишь, что там все как у людей: соотношение внятных мыслей, сотрясения воздуха, наукообразных глупостей и просто некомпетентности — ровно такое же как в популярной периодике (где-то два к восьми т. е.); единственное отличие — тексты сильно длинее и менее user friendly, что серьезно понижает возможность разоблачения.

Вообще, по-хорошему, Cahiers du cinéma должен купить Абрамович и сжечь в арт-центре «Гараж» в рамках культурной акции.

Комментариев нет: